«Ханское» образование и «просвещающийся» Дагестан.

            Две из приоритетных программ президента Абдулатипова Р. Г., связанных с образованием в РД, называются «Просвещенный Дагестан» и «Новая школа». Очевидно, что уровень образованности населения – это один из основных показателей уровня развития всего общества. А школа и школьное образование – это главное звено, где формируются основные представления человека о мире, основные черты характера, которые помогут или помешают его будущей жизни и карьере, это место и период жизни, где и когда проявляются профессиональные предпочтения человека. Если в сфере школьного образования мы сможем добиться успехов, то, вероятно, это даст толчок развитию и других сторон нашей жизни. Поэтому, эти проекты заслуживают нашего пристального внимания. К сожалению, найти их в окончательно оформленном виде оказалось невозможным. Приведенные же здесь рассуждения и выводы – это, по большей части, собственное видение автора, ну и некоторые материалы, взяты из разных интернет - источников.

            Дагестан – это часть России, Россия – часть мира. Образование, в особенности школьное - это категория мировая, необходимая всем.

Чтобы понять какое образование нужно нам, какие для этого надо решить задачи, необходимо:

- формировать определенное видение развития мира и в контексте этого разобраться с появляющимися в этой сфере новыми подходами и технологиями. То есть попытаться поймать тренд мирового развития образования и зацепиться за него.

- постараться увязать его с нашим, особенным, например, изучением родных языков, национальной культуры, традиций и т. д.

Наступившая информационная эпоха вывела нас в абсолютно новую реальность, когда вслед за информацией и новые знания мгновенно становятся доступными всем. А это приводит к быстрым темпам изменения представлений людей о мире. Поэтому, любые решения, базирующиеся на вчерашних знаниях, сегодня уже становятся нежизненными, в опоре на них есть опасность безнадежного отставания.                           

После усиленных поисков последних кризисных для сферы образования лет, в мире появляются новые обнадеживающие модели. Одной из них, получившей большой резонанс, стала Академия Хана - некоммерческий образовательный онлайн-проект, объединяющий на сегодня около 10 миллионов учащихся из разных уголков земного шара. Похоже, что образовательные сети подобного типа – это ближайшая перспектива и нашего образования. Такие проекты делают мечту миллионов людей о бесплатном и доступном образовании реальным. По утверждению основателя компании Microsoft Билла Гейтса «то, что делает Хан – потрясающе!... Это начало революции!». О перспективности идеи говорит ее огромная популярность в мире и те темпы, которыми растут вложения в проект.

Обучение в Академии Хана - бесплатной виртуальной школе, проходит с помощью видеолекций, запускаемых через интернет. Каждое видео – это специальная, предназначенная для приятного просмотра, лекция. Излагается она простым и доступным языком и длится, примерно, 10 минут. На данный момент видеотека содержит более 3600 видеороликов по разным предметам. При выполнении практических заданий каждый может работать в собственном темпе. Например, при выполнении заданий по математике можно начать с элементарных задач и идти дальше или вернуться в любую тему, которую хочется "подтянуть". Задач достаточно много и они генерируются случайным образом, так что нет опасности, что кончится практический материал. Если нужна подсказка, то одним щелчком мыши задачу можно разбить на этапы. Если и это не поможет, то можно заново просмотреть видео по теории данной темы. Подобным образом проходит выполнение практических занятий и по другим предметам.

Заниматься в такой школе можно как индивидуально, так и коллективно под наблюдением учителя по предмету или тренера (не спортивного, конечно, а по работе с Академией Хана). Во время коллективных занятий учитель (или тренер) может видеть результаты своих подопечных в режиме реального времени по каждому учащемуся или по всем вместе. Тем самым, при изучении конкретного урока видно, кто и чем занимается. Он также может получить доступ к итоговым данным о производительности в своем классе в целом или погрузиться в профиль конкретного студента, чтобы выяснить, какие именно темы являются для него проблематичными или где он преуспевает.

Для повышения привлекательности обучения, при выполнении заданий предусмотрены игровые элементы - можно зарабатывать различные значки и очки за обучение. Чем больше учащийся бросает вызов себе, тем более почетные значки он получает. Некоторые из значков очень легко добыть, но на самые легендарные из них могут потребоваться годы работы.

Конкретная тема в Академии Хана считается усвоенной, если учащийся безошибочно справился подряд с заданным количеством, сгенерированных случайным образом, заданий. Таким образом, в зависимости от индивидуальных данных учащегося, всю школьную программу по конкретному предмету можно усвоить раньше или позже времени, отпущенного на него по программе обычной школы.

Пример Академии Хана показывает очевидность того, что пришло время и нам открыться для общения с миром, чтобы и у наших детей со школьной скамьи выработалось понимание взаимозависимости людей во всем мире. Это потребует и от нас, взрослых сильнейшей трансформации, предполагающей осознанное изменение отношения к чужой ментальности: переходя от просто терпимого отношения к уважительному отношению и далее к сотрудничеству.

Поэтому, при выборе решения проблемы школьного образования РД, на мой взгляд, необходимо сделать следующее:

1.                  Принцип обязательности среднего образования надо изменить на принцип равного доступа. То есть, за государством и республикой должны оставаться создание для всех детей равных возможностей для получения качественного среднего образования. В то же время, необходимо всеми доступными средствами создать в обществе культ образования и культ знаний. На решение последнего должна быть направлена львиная доля работы государственных СМИ, телевидения, на это можно выделять президентские гранты и т.д. Неплохо бы предусмотреть специальную строку в местном бюджете. То есть нужна системная работа на ориентирование родителей и детей на качественное образование. «Людьми нельзя управлять, людей надо вдохновлять» - говорил С. Кови признанный во всем мире специалист по личностному росту, семейным и межличностным отношениям.

2.                  Необходимо из школы выделить формальную составляющую, назовем ее Школа1. Изучение таких предметов, как математика, физика, химия, биология, информатика изучать в рамках Школа1, а остальные – право, история, культура и т.д. и всю организационную работу оставить как есть, в обычной школе. Школу1 подключить к Академии Хана (или, если такое появится, к ее Российскому аналогу). В школе1 вместо пяти преподавателей по математике, физике, ... можно держать одного тренера - инструктора, который владеет английским языком и хорошо разбирается в системе управления знаниями Академии Хана. Его основная обязанность - научить работать школьников старших классов с самой системой и отвечать за регулярную статистику по их успеваемости для школы и для родителей.

3.                  Укрепить в школе компоненту психологических методов и знаний:   

- Ввести предмет «Практическая психология», в рамках которой детям необходимо дать представление о таких понятиях, как


  •                    принципы (законы, действующие в сфере межличностного общения), ценности и в т.ч.  ценности  горца, парадигмы (стереотипы) и их источники, различные виды интеллекта, цельность, мудрость и т.д;

  •           привычки и навыки - как составляющие человеческого характера и поведения, эффективность  человека, навыки эффективности и способы их обретения.

  •                   парадигма эффективного бытия и взаимодействия с другими людьми

–Усилить роль школьного психолога для помощи выпускнику школы в плане профессиональной ориентации, т.е. определении тех направлений, где от него будет наибольшая отдача обществу и польза самому себе.

         Эти проблемы требуют принятие решительных мер в деле подготовки кадров для школ РД и обеспечения их информационно - коммуникационными технологиями. Эффектная увязка этих двух вопросов в рамках проекта «Новая школа», с последующей безотлагательной его реализацией, будет достойным ответом образования в РД на существующие вызовы дня и подготовкой к будущим вызовам. Это может инициировать и самореализацию решений многих из тяжелейших проблем, накопленных республикой в последние годы.

Д О М

  Эту историю я слышал многократно. Честно говоря, никогда глубоко в суть событий не вникал. К сожалению, большинство из нас ко всему и, в том числе, к своей жизни относится как троечники: если есть вероятность, что завтра в школе учитель не спросит, то готовиться к урокам не будем. Ну вот с возрастом, когда начинаешь понимать истинную ценность таких историй и пытаешься их вспоминать, оказывается в памяти кроме общих схем ничего и не осталось, а дедушек и бабушек, - носителей этой информации уже нет в живых. Но в этот раз нам повезло, Гюлли диде (Агавердиева), мы просим Аллаха продлить ее жизнь, и ее сын Закир тха  нам сильно помогли. Это с ее слов и при активной помощи нашего брата, пишется этот текст. Возможно, при изложении сюжета есть некоторые огрехи, например, в описании последовательности событий. Но нас интересовали, в первую очередь,  взаимоотношения и характеры участников этих  событий, нравственная сторона вопроса. Может, прочитав все это, кто – то задумается о своем поведении и задаст себе вопрос: «А все ли в этой жизни я делаю правильно?»

       Къурбан, Урудж и Бешир были братьями.
Старший - Къурбан был юзбаши, т.е. сельским старшиной, самым главным человеком в селе, а младший Бешир - хозяйственным человеком,  имел большую отару и табун лошадей и всегда был в делах. Оба брата были достаточно состоятельными и  амбициозными. А чем примечателен был средний брат Урудж, молва умалчивает.
    Давно подмечено, что, к сожалению, только общее горе – как универсальное средство объединяет людей. А когда у людей быт налажен и защищен достаточно высоким уровнем материального  достатка и отсутствуют сколь-нибудь значимые внешние угрозы, любое предложение, требующее совместных усилий, становится, скорее поводом для разногласий, чем поводом для согласованных действий.
    Так и здесь, у Къурбана с Беширом по многим вопросам, требующим согласования, часто стали возникать разногласия и очень редко - взаимопонимание.А то, что их жены Жижи и Гьажеб - энергичные и властные женщины, - были родными сестрами, как ни странно, еще более усугубляло ситуацию.
   Впрочем, появилась идея, которая братьям понравилась настолько, что они договорились о ее немедленной реализации.
    В те  времена, как правило, в мечетях после намазов обсуждали и решали вопросы, касающиеся всего населения села. В нашем селении были мечети небольшого размера и расположены были они  в значительном отдалении друг от друга, что вызывало определенные затруднения при регулировании таких вопросов . Поэтому, было решено построить большую центральную мечеть, чтобы все сельчане имели возможность молиться и обсуждать возникающие вопросы, одновременно и в одном и том же месте. Вот это решение и стало поводом, подвигнувшим  братьев к идее строительства параллельно с  мечетью и своего большого дома. Вернее, даже, не дома, а целого комплекса, состоящего из 3х домов, с тремя отдельными входами для семей трех братьев. Совмещение строительства дома со строительством мечети сулило братьям, кроме всего прочего, существенное уменьшение накладных расходов.
...  С завершением строительства мечети, закончили и строительство домов. Встал вопрос справедливого разделения их между братьями, так как главный вопрос:  кто и какой дом получит – оставался неразрешенным. Один из домов выгодно отличался от двух других: солнечная сторона, большие светлые комнаты и т.д. Видно было, что этому дому и на этапе строительства уделялось особое внимание. И старший и младший брат примеривались к нему давно. У каждого был свой резон: Къурбану юзбаши, понятное дело, как главе села и как старшему брату, хотелось, чтобы дом уступили ему, а Бешир – не в меру амбициозный, считал, что основную физическую и материальную нагрузку пришлось испытать ему и потому выбор, по праву принадлежит ему. Урудж, средний брат держал внешне паритет, но внутренне был на стороне старшего брата. Нежелание братьев хоть на минуту встать на  позицию противоположной стороны, подогреваемый советами «доброжелателей» с  той и другой стороны, поднял эмоциональный фон, при котором происходили эти события, до такой степени, что просто стало  невозможным дальнейшее ведение переговоров. И тогда остановились на  том, чтобы тянуть жребий...
Итак, оказавшись неспособными выйти за пределы собственных интересов и желаний, братья стали тянуть жребий. В обстановке высокого внутреннего напряжения, когда казалось, что скорее сам КьвечIел къван сдвинется с места, чем какая - то из сторон уступит, состоялось вытягивание жребия.
      И…вот оно, долгожданное счастье Бешира! Из трех возможных попыток, он трижды подряд вытягивает фишку, позволяющую ему владеть спорным домом!
Къурбан и Урудж молча посмотрели друг на друга, встали и ушли, не пожав протянутую Беширом руку...
Вдруг Бешир оказался в состоянии человека, которого в жаркий день облили ведром ледяной воды. Не успев, как следует получить удовольствие от результатов жребия, он сильно напрягся. Бешир почувствовал, что его большая удача может оказаться со знаком минус. Буквально со следующего дня подозрения Бешира стали оправдываться: братья со своими семьями прекратили всякое общение с ним и его семьей. И он, чтобы успокоить свою душу и в надежде просить у Всевышнего погашения возможных прегрешений, зарезал во дворе (ныне там находится медпункт) двадцать пять баранов и вместе с солью и луком раздал всему селу садакьа.
Но, почему-то, до семьи Бешира благословение Всевышнего не дошло. Наоборот, ее стала преследовать череда трагических событий. Впрочем, изложим все по-порядку.
   У Бешира и Жижи к тому времени было пятеро детей – два сына и три дочери. Две дочери уже были замужем: Серфи за ахтынцем…, а Зулейха за Агьмедом – дальним родственником из того же большого рода Будахов, к которому принадлежал сам Бешир и его братья. Стоял вопрос женитьбы старшего сына Зербали на красивой и статной Мерзият. Свадьбу сыграли ближе к весне в новом, просторном доме. Сыну выделили самую лучшую комнату на втором этаже. Но…случилось горе: через пятнадцать дней после свадьбы Зербали умер. Причина этой внезапной смерти осталась неразгаданной  тайной.
  Молодую  невесту Мерзият не стали отправлять обратно в отцовский дом, а сделали магьар за младшего сына Режебали. По законам того времени это не только допускалось, но и поощрялось.
В это время отношения между  Беширом и Жижи с одной стороны и зятем Агьмедом с другой, по какой-то неизвестной нам причине,  были натянутыми. И вдруг в семью приходит новое горе. Вскоре после смерти Зербали,  умирает от болезни и дочь Зулейха.
    Но на этом череда черных дней этой семьи не заканчивается. Еще через полгода слег глава семьи Бешир. Смерть Зербали, а затем и дочери,  подкосили его здоровье. Он ходил весь кривой, с больным позвоночником. Долго он не протянул, через год после смерти Зулейхи, Бешир тоже скончался. Незадолго до смерти, его дальний родственник и друг Абдурахман засватал за своего сына Джабраила младшую дочь Мелейку.
    Еще до смерти отца многие проблемы, обычно решаемые им, легли на плечи молодого Режебали. Он принимал решения по найму чабанов, вел переговоры насчет кишлака и т.д. В домашнем хозяйстве ему помогали, пока еще энергичная, мать Жижи и жена Мерзият. Мерзият не получалось подарить ему наследника, за неполных два года совместной жизни у них родились и  тут же умерли сын и дочь.
   Осенью у одного из нанятых им чабанов заканчивался срок договора, который тот по своим личным причинам решил не продлевать. Режебали  пришлось поехать в село … недалеко  от Белиджи, к старому знакомому отца, чтобы  нанять его чабаном на следующий год. Через два дня, как уехал Режебали, пришло сообщение, что он попал под поезд и погиб. Охваченная горем Жижи и жених Мелейки – Джабраил поехали в Белиджи. При активной помощи местного населения и с соблюдением всех положенных обрядов, они похоронили  Режебали.
    Таким образом, семья Бешира лишилась последнего представителя по мужской линии. Горю Жижи не было предела, приехала она вся похудевшая и осунувшаяся. Но тяжелейший «сюрприз» ожидал ее впереди. К ее возвращению домой, сноха Мерзият собрала свои вещи и ушла. И куда же вы думаете? К Агьмеду – бывшему зятю Жижи, намного старше Мерзият, с которым, после смерти дочери, были порваны всякие отношения. Это предательство и стало последней каплей в горькой судьбе Жижи. Ее хватил удар. Некогда крепкая и энергичная Жижи слегла   на долгие восемь лет.
Здесь у читателя могут возникнуть вопросы: События вокруг домов, приведшие к разрушению отношений между братьями и события, которые привели семью младшего из них на грань уничтожения – это случайное совпадение или звенья одной цепи? А может то, что случилось с семьей Бешира – это результат зависти со стороны тех, кто посчитал, что ему слишком уж легко достался самый лучший из домов? А может это божья кара за нечто такое, что было между братьями, о чем мы не можем знать?  Сегодня ответы на эти вопросы знает только Аллах и, вряд ли, еще кто.

Однако мы продолжим свое повествование…

   Джабраил, единственный сын Абдурахмана, брат семи сестер был самым младшим в семье. Как известно, когда в семье много женщин, всегда есть опасность вырастить сына - баловня. Но в этой семье была обстановка не только любви, но и уважения, замешанного на постоянном напоминании сыну о том, что он единственный наследник мужского пола и поэтому, рано или поздно, груз ответственности по дому и семье целиком и полностью ляжет на его плечи. Кстати, этого не пришлось долго ждать. При перегоне овец из кишлака в горы погиб от несчастного случая Абдурахман. Не успев даже жениться, Джабраилу пришлось примерить на себе все тяготы чабанской жизни и принимать ответственные решения. К тому моменту, когда будущую тещу Жижи хватил удар, он жил с матерью Зильфи и уже засватанной сестрой.  Быстро сыграв сестре свадьбу, он приступил к решению вопросов своей женитьбы.
   После череды несчастий в семье невесты и тяжелобольной Жижи, ему с дядей Агъаверди показалось неуместным шумное и большое мероприятие и они, посоветовавшись, сыграли небольшую, относительно своих возможностей, свадьбу.
И на следующий день, Джабраил со своей молодой женой, матерью Зильфи и всем своим хозяйством, перешел жить в, печально известный из нашего повествования, дом.
   Джабраил уверенно взял бразды правления в свои руки. Для Жижи и Зильфи он выделил отдельную комнату. Зильфи стала ухаживать за Жижи, две взрослые женщины подружились. Жижи, после долгих  лет постельного режима, смогла встать на ноги. Она прожила еще лет десять активной жизнью,   пережила  и свою подругу и къавумдин паб Зильфи..
  В доме, вырвавшемся из плена черных дней, постепенно зарождалась большая семья. У Джабраила и Мелейки родились восемь детей – 6 дочерей и 2 сына. Баракат и благословение Аллаха стали возвращаться в этот дом. Для многих односельчан (и не только) стало честью породниться с этой семьей. Шаг за шагом восстановились и отношения с родственниками жены. Джабраил, даже, смог женить своего старшего сына Абдурахмана - названного этим именем в честь  деда, на внучке Къурбана юзбаши. Правда, они вскоре разошлись. Но на отношения между родителями этот развод никак не повлиял.
   Бурные и печальные события, происходившие, образно выражаясь, вокруг и внутри дома, постепенно ушли на второй план, и дом в народе получил совершенно новое название: «Джабраил бубадин кIвал» («Дом дедушки Джабраила»).
Ирония нашей жизни в том, что к названию дома привязали имя человека, никак изначально на него не претендовавшего, а не тех, кто ломал копья, чтобы им овладеть. Но он это безусловно заслужил!

Мат ценою в табун лошадей.

Светлой памяти дедушки Джабраила посвящается.

Дедушка мой - Джабраил был честным и порядочным человеком. Оттого и аллах был к нему милостив. У него было крепкое хозяйство – отара овец и табун лошадей. К нему нанимались чабаны из соседних сел. Через год, другой уходили от него уже состоятельными. А дедушку не забывали, всегда поминали добрым словом. Поэтому во всех селениях у него было много кунаков.

Надо признаться, что дедушка был человеком жесткого нрава, но вовсе не лишенным юмора и умения трезво мыслить. Вместе с тем, у него была привычка крепко выражаться. Но на фоне сурового быта и нелегкой кочевой жизни это воспринималось как,   ничего не значащая, связка слов.

И вот наступили другие времена. Собрались «национализировать» табун лошадей моего дедушки Джабраил – буба. В это время он находился в кочевке, на территории нынешнего Азербайджана, в кишлаке. Дедушкин табун состоял из отобранных с любовью и трепетом лошадей. Красиво он смотрелся, особенно, вечерней порою, когда лошади, раскинувшись по степи, щипали траву в окружении ароматов полевых цветов...

В это время к нему приехал его двоюродный брат Агададаш. Вроде бы погостить, на деле, чтобы узнать, сколько и чего у дедушки есть. Завидовал ему, да и не прочь был выделиться перед новыми властями – колхозным начальством.

Следом, на следующее утро, прибыл Ярали, командированный колхозным начальством - ставить метки на лошади, т.е. принудительно-добровольным способом организовать очередной взнос в, только что организованный, колхоз. Человек совестливый, нелегко ему было объяснить дедушке логику действий новых властей. Ведь время было такое, во всем допускались только две альтернативы: белые - красные, за или против, друг или враг,… Нет, не хотел Ярали, чтобы дедушка оказался врагом народа. Он его сильно уважал за хозяйственную хватку и справедливость. Но, если честно, немного и побаивался.

Все же пришлось ему объясниться с дедом. Собрав остатки воли в кулак и с трудом подбирая слова, Ярали рассказал дедушке о новой власти, о преимуществах коллективизации, что, вот он приехал ставить метки. И в конце, мимолетом добавил, что бессмысленно идти против новой власти, потому, что теперь она будет установлена везде. Услышав все это, дедушка вскипел и, в свойственной ему манере, высказал все, что он думает и про новую власть и про Ярали и подобных ему «прихвостней» этой власти. От злости замахнулся было в его сторону чабанской палкой (чумахъ), но оказавшийся рядом Агададаш оттолкнул его и, тем самым, спас ему жизнь.

Переполненный эмоциями, дедушка сел на быстрого скакуна и ускакал в степь. Прошло где-то часа два с лишним, он вернулся, спрыгнул с коня на землю, привязал изрядно загнанное животное к дереву. В глубокой задумчивости, сделал несколько шагов по двору.   Затем резко повернулся, застелил бурку на старый пенек, сел на него и знаком пригласил колхозных гонцов к себе. Те с осторожностью приблизились к деду. Дедушка поднял правую руку вверх и спокойным голосом сказал:

- На все воля аллаха, надеюсь, он и на этот раз укажет нам правильный путь. Идите и ставьте метки.

… С лошадьми колхозным гонцам было легче. На каждом животном они выжигали каленым железом три буквы ККМ– «колхоз имени Карла Маркса» и порядковый номер. Будто сам основатель теории научного коммунизма пришел с того света   и, вот таким, немного странным и болезненным способом доводил преимущество своей теории и «колхозной жизни» до каждого животного. Если не считать отдельных слезинок, невольно скатывавшихся с глаз, лошади спокойно     выдерживали этот «урок истории». Словно чувствовали, что их хозяину - не легче.

… Смысл всей дедушкиной жизни и предмет его гордости, - на глазах превращался в серый, ничем не примечательный колхозный актив. Красавчик «куьрен» теперь стал называться ККМ9, а «кияр» превратился в ККМ12…

Чтобы не видеть всего этого, на этот раз, дедушка ушел тихо и незаметно...

Метчики дошли до номера ККМ17. Агададаш шепнул Ярали, что не хватает одного коня. « - Должно быть 18, восемнадцать должно быть!»

Не хотел Ярали еще раз встретиться с Джабраилом, но Агададаш не отступал: « - Наверное, самого лучшего скакуна спрятал! Нельзя этого допускать!»

И вдруг видят: Джабраил ведет за узды старую кобылу, подарившую ему не одного породистого жеребца. Молча открыл загон, запустил в него лошадь, отвернулся и снова ушел.

Пока закончили работу, подготовили протокол за подписью членов комиссии, наступил вечер. Уходить, на ночь глядя, не имело смысла, да и опасно, кругом одни воры и бандиты. Да и протокол надо было подписать у Джабраила, но решили, что соваться к нему сейчас не стоит, лучше уж с утра.

Полез Агададаш под бурку и крепко заснул, с приятным предчувствием, что наступают времена, когда у таких, как он и ему подобные, открываются «возможности» . Укрылся под буркой и Ярали, но не мог никак заснуть, ворочался без конца. С одной стороны, его одолевало противное чувство от совершенного ими акта. С другой, не до конца верил он словам Джабраила и со страхом ждал момента, когда еще раз проявит себя буйный характера деда.

Ночью начался ураган. Ветер свалил стойку, придерживавший вход в загон, и кони разбежались по степи. Услышав шум, и так плохо спавший дед, резко вскочил и в одних кальсонах побежал за ними. Даже проблеска мысли не было, что он спасает не свой, а чужой табун. Догнал он их километрах в трех и, ближе к утру, с большим трудом вернул в загон. Заходит весь в поту, пыли и видит, что Ярали не спит, сидит на краю бурки и весь в напряжении. Дед подошел к нему, схватил двумя руками за ворот, приподнял и… поставил обратно.

«…твою мать, - выругался дед, - да ты видишь, каким трудом нам это богатство давалось! Давай свою бумажку и чтоб твоего духа здесь больше не было!»

А Агададаш до утра так и проспал сладким сном.

… Как шутил дед годами позже, в первый и последний раз в жизни он выругался не для связки слов, а от души и по адресу.

…Прошло еще немного времени, дедушка Джабраил отдал колхозу и отару в 250 голов (правда, по частям), а сам стал работать в колхозе старшим чабаном.

А затем началась война. Все джабинцы, отодвинув на задний план все личное, объединились в единый кулак. Противоречия и обиды, разделявшие Ярали, Агададаш и Джабраила, перед лицом большого горя испарились в один миг. Под председательством Ярали все джабинцы - и стар и млад, работали на пределе сил. А Джабраил и Агададаш, отправив своих взрослых сыновей на войну, сами ни дня не сидели дома. Несмотря на трудности войны, колхоз достиг выдающихся результатов. Ударный труд моих сельчан помог перекрыть не только заказы военного времени, но и увеличить поголовье колхозной отары, несмотря на то, что основная, трудоспособная часть населения воевала на фронте. В это время, как рассказывают старшие, во многих селениях нередко люди умирали от голода.

Дедушка поднял большую семью из двух сыновей и шести дочерей. Правда, не обошлось и без потерь. Старший сын, опора семьи, не вернулся с войны…

Но историю с матом, ценою в табун лошадей, передаваемый сельчанами из уст в уста, вспоминают в селе и по сей день.

ПРИСТАЛЬНО НАБЛЮДАЕМ И ПОКА ЕЩЕ ВЕРИМ.

ПРИСТАЛЬНО НАБЛЮДАЕМ И ПОКА ЕЩЕ ВЕРИМ.

ВРИО сделал и делает крупные ошибки. Боюсь, что будет поздно их исправлять. Об этом пишут и наши СМИ. Осмелюсь и я их привести. Вот они:

1.Он не должен был забирать в Махачкалу из Москвы людей с негативным в глазах дагестанцев прошлым. Вы понимаете, о ком я говорю. Если бы он привез вместе них, хоть пару послушных ему чукчей, народ это воспринял бы по - другому.

2. Не должен был он отстранять О.Липатова. Он (О.Липатов), насколько понятно нам из СМИ, приехал в РД, чтобы не дать разворовывать средства, выделяемые его шефом. Если была цель не дать С.Керимову, у которого в республике имеется огромный авторитет, выкупать крупные республиканские активы, можно было это сделать как-то по-другому. Например, используя свою власть, растянуть этот процесс, а затем организовать их продажу на конкурсной основе с приглашением и других олигархов. От этого Дагестан только выиграл бы.

Collapse )

Статью отправил в "Черновик". Пока нет реакции, решил выложить здесь.


Цена ценностей

Памяти Хаджимурада Камалова посвящается.

Он хотел вернуть Дагестан в поле истинных ценностей и вечных ПРИНЦИПОВ.  Дагестан оказался неадекватен.


В наши дни слишком много людей знают всему цену, но не понимают истинных ценностей. (Афоризм)

Недавно у нас в горном селении случилась трагедия. Двое молодых мужчин за кружкой  пива поссорились, и один из них застрелил другого. Убийцу посадили в тюрьму. Сельчане хотя внешне  осудили,  в остальном отнеслись к случившемуся как к чужой проблеме, а действия некоторых из близких родственников  с той и с другой стороны, наоборот, обострили ситуацию. И, в результате, брат убитого, не удовлетворившись судебным наказанием убийцы, выследил брата убийцы и зверски расправился с ним в отместку за своего брата. Естественно, и его посадили. Через некоторое время, первый убийца, повесился в тюрьме. В итоге на сегодняшний день – смерть трех молодых, энергичных ребят и еще один – в тюрьме. И никто не знает, поставлена точка в этой страшной истории или нет...

Collapse )
       

Дагестан. Политика.

  Демократия для власти.

Систему общественно-политического устройства, действующую на сегодня в нашей стране и республике, называют  представительской демократией. Т.е. различные группы людей, а в данный момент – различные партии, провозглашают свои программы и выдвигают своих людей кандидатами в депутаты  народного собрания (парламента). А население «выбирает» из их числа своих представителей для осуществления законотворчества и управления. По теории, управляющая элита, через выбранных представителей должна получить  информацию о том, что происходит внизу и, при необходимости, вводить коррективы в систему и методы управления. Тем самым, в системе налаживается обратная связь.

Такая форма демократии по теории и, по опыту многих стран мира, должна была бы привести нас к процветающему обществу. Но, к сожалению, у нас -  в России и, в частности, - Дагестане, этого не произошло.Де факто, мы получили общественно-политический строй с огромным числом проблем.

Одним из важнейших  причин этого, на мой взгляд, является то, что из всех системных параметров и характеристик, правильное регулирование которых призвано обеспечить устойчивое и поступательное движение страны,   -  особое внимание уделяется только одному - денежному. Высшей ценностью в стране стало обогащение, а мерилом и основным регулятором  всего - рубль.

 На бытовом уровне, такой подход приводит к деформации существующей системы моральных ценностей. В условиях же нашей республики, моральные ценности превращаются  в  свою противоположность. А последнее приводит к представлению, что

дача взятки – это плата за «услугу». В стране, где все измеряется деньгами, в приобретении на деньги государственной должности или депутатского места ( как  и ЕГЭ, диплома о высшем образовании, оценок в дипломе,…)  не находят ничего экзотического. Поэтому у многих чиновников отношение к занимаемой должности –  это отношение как к своей собственности. Потому они и подпись свою продают как «услугу».  А если противоположная сторона  не согласна с этим и не хочет оплатить эту «услугу», то ему грозит еще больше расходов, т.к. и в правоохранительных органах, куда он вынужден будет обращаться,  основное мерило - рубль. Поэтому, и противоположная сторона вынуждена идти на эту «сделку».  Как известно,  когда человек регулярно сталкивается с подобным явлением, у него падает острота неприятия, вырабатывается привыкание к нему.

купить инвалидность (!) – вполне нормальное явление, т.к. заплатив сумму, например, равную сумме годичного пособия, можно получить пособие на гораздо больший срок. Поэтому молодой здоровый парень – «инвалид», невеста – «инвалид», дети – «инвалиды» и т.д. в современных реалиях вполне рядовые явления. Говорят, что в некоторых районах нашей республики имеются целые села, сплошь охваченные «инвалидами».

И так далее. Таких примеров  можно привести много.

Такого рода метаморфозы имеют далеко идущие последствия. Например, бытовое  узаконивание взятки превращает чиновника из положения «слуги народа» в хозяина положения. Т.е. на подсознательном уровне меняется вектор подчиненности.  А «поголовная инвалидизация» уменьшает угрозу возможного народного недовольства, через минимальную материальную обеспеченность населения. И т. д. и т.п.

Все это, в конечном счете, ведет к массовой деградации населения,  которая выражается,  в первую очередь, в  безволии, безразличии к процессам, происходящим в республике и стране.

Это задача, решения которой добивается власть, не способная ни на что, кроме как складывать и делить пачки купюр.    Наша  власть добилась решения этой задачи давно, последняя демонстрация этого была на выборах в народное собрание РД. (см. газету «Черновик», № 10(372) От18.03.2010).  

Народ  молча отстранился от выборов, зато власть обеспечила на бумаге требуемые проценты, т.е. назначила своих  представителей  «депутатами от народа».

Так лучше. Для власти.

Зачем придумывать какую-то обратную связь, процветание? Бюджет республики легче и лучше пилить со своими, сразу и без лишних свидетелей. Тогда власть станет еще сильней. Для себя. Ведь пока мерилом всего и всея остается  рубль…