Мариф Кадимов (chepivi) wrote,
Мариф Кадимов
chepivi

Category:

Образование – завтра и послезавтра.

Постиндустриальное общество, образование и образованность.
Сегодняшнее развитие мира  сопровождается процессом перехода от индустриального общества, главная черта которого бурное развитие производства, к постиндустриальному, определяющая характеристика которого – развитие «сервиса», услуг.
Начался этот переход давно: уже к 1970 году 65% всей рабочей силы США было сосредоточено в сфере услуг, в то время как в промышленности и строительстве — 30%, а в сельском хозяйстве — менее 5%. А, к началу XXI в. доля сельского хозяйства в совокупной занятости понизилась до уровня менее чем в 3%, а доля сферы услуг в структуре рабочей силы достигла почти 80%.

doc5

В постиндустриальном обществе знания и способы их практического применения все больше играют роль самостоятельной, решающей силы общественного производства. С другой стороны,  известно, что информация и знания это не только экономические, но и важные социальные факторы, доступ к ним и владение ими - это доступ к власти, т.е. важное условие свободы. Поэтому, элита постиндустриального общества — это элита знающих людей, ее признаками являются образованность и компетентность.



Развитие информационных технологий, появление Интернета задали сильнейший импульс переходу к постиндустриальному обществу. Его влияние на нашу жизнь по масштабу сравнимо, по мнению многих экспертов, появлению у человечества в свое время письменности.   Различные области нашей жизни получили такие темпы развития, что порой не успеваем осмыслить происходящее и выразить к ним осознанное отношение. Сфера образования в этом ряду стоит особняком – растет ее значимость в постиндустриальном обществе, потому, как отмечено выше, через нее прокладывается  путь в элиту общества. Поэтому, думаю, имеет смысл попытаться разобраться с тем, что происходит в этой сфере сейчас и, чего, по мнению различных экспертов, стоит нам ожидать в ближайшем будущем, т.е. к чему быть готовым.
Профессиональное образование.
Так, по прогнозу  одного из ведущих Сервисов дистанционного образования Eduson, предлагающего онлайн-курсы от профессоров известных бизнес-школ мира (Гарвард, Wharton, LBS, HEC Paris) и практикующих бизнесменов, в ближайшие 30 лет система образования потерпит качественные изменения.
прогноз едисон
Прогноз Eduson и радует, и пугает. Полную версию презентации можете смотреть по адресу https://www.eduson.tv/blog.

Согласно этому прогнозу:
Возрастут популярность и доходы преподавателей до уровня современных рок-звезд. Сегодня уже есть примеры преподавателей, заработавших миллионы долларов на онлайн - образовании. Для онлайн - уроков количество одновременно обучающихся не критично, хоть миллион, хоть миллиард.
В будущем, претендент, при устройстве на работу, вместо диплома будет представлять свидетельства о том, что он закончил часть курсов, скажем, от профессоров Массачусетского технологического института, часть от Шанхайского университета, стажировку проходил при какой-либо известной японской лаборатории и т.д.
Уже сегодня появились качественные сервисы дистанционного образования, предлагающие курсы по программам самых передовых учебных заведений мира (Coursera, Eduson  и т.д. см. ссылка). Развитие этих сервисов грозит закрытием половине существующих сегодня университетов. Но самые сильные, оказавшиеся способными адаптироваться к новым условиям и выдержавшие конкуренцию, будут открывать по всему миру свои представительства и образовательные центры.
Охота работодателей за талантами, которая и сегодня имеет место, в будущем примет более жесткие формы. Возможно, отбор крупными компаниями талантливых выпускников будет происходить по принципу «драфта», существующего сейчас в некоторых видах спорта. То есть отбор будущих сотрудников из базы отличников будет делаться по некоторым рейтингам,  вперед сформированным и согласованным работодателями принципам.
Интересно, что меняется сам подход к получению знаний. Традиционно, в учебной аудитории  главный человек – это преподаватель, который вместе со студентами ограничен временными рамками занятия. В онлайн-образовании таких ограничений нет, студент свободен в выборе и курса, и преподавателя, и непосредственно времени занятий.
Несмотря на кажущуюся фантастичность прогноза от Eduson о появлении к 2037 году обучающих роботов с искусственным интеллектом, с моей точки зрения, они появятся гораздо раньше. По-видимому, в ближайшие годы с роботами будет происходить что-то похожее на переживаемый нами компьютерный бум.
Школьное образование. Проблема социализации.
Одна из проблем, требующих своего решения в рамках школьного образования в будущем - это социализация школьника в новой реальности, существенная часть которой будет состоять из общения с миром через Интернет. Для ее  решения потребуется обязательное выполнение двух условий:
 - обеспечить защиту ребенка от реальных опасностей, содержащихся в бесконтрольном использовании инструментов виртуального мира, и
 -  соблюдение неких нравственных правил при таком взаимодействии. Что я имею в виду?
Первое. Как утверждают  многие работодатели, уже сегодня молодежи, приходящей после окончании вуза,  «социализация через виртуальный мир мешает социализации в мире реальном. «Они очень доверяют интернету и соцсетям, а к самой жизни у них доверие минимальное». (ссылка http://expert.ru/expert/2014/03/ambitsioznyie-i-bessmyislennyie/)
А у некоторой части молодежи, в том числе и школьного возраста, привлекательность Интернета дошло до такой степени, что они часто сутками и неделями просиживают там. Это нередко становится причиной интернет – зависимости, результатом которого является деградация личности, повышение агрессивности, замкнутость и склонность к неадекватным  поступкам. Защита от таких последствий требует выработки определенной культуры взаимодействия с Интернетом. Но, несомненно, что основы этой культуры должны быть заложены уже в раннем школьном возрасте. Культуры, в рамках которой сам ребенок в состоянии осуществить самоконтроль. Культуры, создание которой должна быть,  едва ли, не самой актуальной задачей  школьных психологов (наставников), роль которых в будущем сильно возрастет.

Второе. Недавно, в связи с известными событиями, из нашей  школы выкинули идею подготовки будущих «строителей коммунизма». Вместе с ней школа лишилась всех ценностей, обслуживавших эту идею. Помните «октябрята – дружные ребята» или «пионер – всем детям пример»? Школа лишилась и технологии реализации этой идеи по схеме октябренок -  пионер – комсомолец. Но взамен этому ничего не получила.
Как известно, любое сообщество связанных между собой людей без соответствующего набора ценностей и принципов, похоже на человека, лишенного скелета. Именно по причине удаления «нравственного скелета», сегодня обычная российская средняя школа стала похожа на такое аморфное чудовище.
Как мы уже отметили, в будущем миллионы людей по всему миру будут связаны посредством Интернет школ. Поэтому, уже сейчас необходимо думать о  глобальных ценностях и принципах, на основе которых  будет осуществляться их взаимодействие.  Это должны быть ценности и принципы, на которые не распространяются особенности политических, национальных, конфессиональных и т.д. взглядов конкретных групп людей. Наоборот, они должны включать в себя т все то общее и ценное, что в этих группах содержится и может помочь объединению людей  всего мира уже со школьной скамьи и на здоровых началах.

Призвание.
Еще одна задача, которую необходимо решить в школе будущего - это задача выявления призвания школьника, т.е.  совокупности врожденных талантов, способностей, интересов и профессиональных склонностей, которые в будущем могут помочь ему в построении профессиональной траектории.  Частично эту задачу пытаются решать уже сегодня, правда, без ориентации исключительно на школьников. См. здесь http://livingjob.ru/what_this.html.

Использование новых информационных технологий.
Очевидно, что изучение многих школьных предметов будет происходить через Интернет (пример такой школы - академия Хана, https://www.khanacademy.org/).  А сам процесс обучения будет происходить с использованием новых информационных технологий (мобильные устройства, планшеты). Эти устройства, органично вписываясь в  учебный процесс, вытеснят оттуда традиционные школьные атрибуты. Некоторые из них (мел, доска и т.д.) безвозвратно уйдут из школьной жизни, а другие  книги, тетради, целые учебные лаборатории и т.д.) – заменятся их более продвинутыми виртуальными аналогами  (http://zillion.net/ru/blog/405/shkola-budushchiegho-supiertriendy-i-aghienty-vliianiia?utm_medium=Email&utm_campaign=NewsLetter). Как мы отметили выше,  где сам процесс обучения будет происходить – дома ли, на даче ли, в гостях ли т.д. -  не будет иметь большого значения. Но, тем не менее, должны быть площадки, где дети  вживую встречаются и общаются с реальными сверстникам и наставниками.

Индивидуальный темп.
Если взрослые, вопрос получения или неполучения высшего образования, решают сами, то за школьников до сих пор выбор делало государство – объявив среднее образование всеобщим и обязательным. Онлайн обучение, по своей сути - либеральная форма обучения. Но учеба - это труд и не всегда привлекательный. Поэтому, обучаемому необходимы, как минимум, два условия: желание (мотивация) и способность к обучению.  Способности у разных детей – разные. Поэтому,  онлайн обучение даст школьникам возможность учиться в индивидуальном темпе. То есть кто-то, в зависимости от своих способностей,  пройдет программу средней школы за 7 лет, а кто-то  15 лет. Может, будут и такие, что не преодолеют ее в полном объеме. (Ведь сегодня, по многим онлайн курсам, число людей, заканчивающих курс от числа регистрировавшихся, составляет не более 10%. И это не среди детей, - а людей  старшего возраста, от которых, при  выборе курса, мы вправе ожидать более осознанного отношения!)


Роль государства.
Если государство заинтересовано в образованных гражданах, то его роль при онлайн обучении должна сводиться к созданию условий, при котором такое обучение должно состояться лучшим образом.

На мой взгляд, в будущем основное внимание государства должно быть обращено на начальную школу. Здесь должна быть обязательная и качественная подготовка по предметам: английский язык (как язык международного общения), русский язык, работа с компьютерными технологиями, предметы по местной компоненте (у нас в Дагестане - родной язык, история и традиции народов Кавказа, Дагестана, география края и т.д.). Это необходимо, чтобы школьник, уже, в старших классах был готов к самостоятельным шагам при выборе курсов для продолжения дальнейшей учебы и, в то же время, сохранял свою идентичность.

Для работы со старшеклассниками государство должно заботиться подготовкой специалистов  нового типа, назовем их наставниками. У наставников должна быть  усиленная психологическая (практическая психология, методы, обеспечивающие личностный рост), языковая (английский и русский языки) и компьютерная подготовка. Они должны
- помочь ученику самостоятельно разобраться в себе, найти свое призвание, а также ресурсы и мотивацию для дальнейшего построения траектории повышения своего образовательного уровня
- давать стимул к тому, чтобы найти корреляцию между тем, что ты читаешь (изучаешь) и тем, что видишь в жизни.
Относительно последнего. «Ты можешь читать книгу по истории и не понимать, что это за непонятные люди изображены на картинках, потому что они не имеют к тебе никакого отношения. Но если ты понимаешь, что это такие же люди, как и ты, что у них были такие же стремления, то многое становится понятнее. Наполеон был невысокого роста, и многие вещи, которые он делал, шли из обычных человеческих комплексов. Но когда ты не соотносишь историческую личность с собой, тебе скучно, ты не понимаешь, зачем тебе эти знания. Многое идет из непонимания того, почему у меня есть этот предмет, какое отношение он имеет к теме образования. Одна из самых важных вещей – понимать цель: зачем тебе это нужно? Даже если сейчас ты не понимаешь, как применить это знание в профессиональной практике, ты должен понимать, что это знание тебе как-то пригодится» (http://zillion.net/ru/blog/381/liia-safina-pochiemu-studient-nie-imieiet-prava-oshibit-sia-v-rieshienii-zadachi-no-pri-etom-priedlozhit-drughoi-vzghliad-na-vieshchi). То же самое касается математических формул, когда ты видишь, какие практические задачи, явления ими описываются, уровень мотивации их изучения поднимается на порядок.

Subscribe

  • Мгновения счастья.

    Мой учитель математики Атем Магомедович любил повторять: «Когда душа полна радости, человек обретает крылья, ему хочется петь и танцевать. Если ты…

  • (no subject)

    Гьилал Аскеров. ЕДИНЕНИЕ Под игры солнечных бликов и звуки речного «гур – гура», широко раскинув руки, смешался я с водами Самура. Устремилась…

  • УСТIАР АЛИХАН

    Алихан вичин кьве гъилелди хзан хуьзвай кас тир. Ам инсанриз к1валер эцигдайла герек къвезвай са жерге пешейрин иес яз чидай. Гзаф йисара…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments